Минобрнауки объявило дистанционную вольницу?

25.04.2013 02:18

 


Фото https://www.flickr.com/photos/obekenobi/На этой неделе на сайте Минобрнауки России опубликован проект приказа “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”. Этот документ призван конкретизировать положения нового закона “Об образовании”, в котором электронное обучение легализовано. Мы спросилиМарину Вайндорф-Сысоеву, кандидата педагогических наук, директор ИНИНФО МГГУ им. М.А.Шолохова, эксперта МСЭ ООН по ИКТ, хватит ли школе, вузу этого документа, чтобы на законных условиях равернуть дистанционное обучение? И получили ответ “Как ни странно, да. Новый Порядок разрешает все!”.

Действительно, документ дает широкую свободу образовательным структурам. Он разрешает  реализовывать образовательные программы даже исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. “Образовательная организация самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками. При этом допускается введение специфичных для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий видов работ, выполняемых педагогическими работниками”.

“При применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается составление индивидуальных учебных  планов и календарных учебных графиков в пределах сроков освоения соответствующей образовательной программы”.

Разрешен даже учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме, правда, с оговоркой “в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, к обработке персональных данных и использованию электронных подписей”.

В документе присутствует большое количество терминов (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, ИОС и т.д.). По мнению Марины Вайндорф-Сысоевой, важно достичь единства и согласованности в их понимании, иначе будет путаница. Поэтому одного этого приказа будет мало - понадобится  пакет документов, разрабатываемых организацией, которая желала бы проводить дистанционное обучение. “Хорошо «проложить» четкий маршрут для реализации своего проекта с использованием Порядка – как говорят сегодня, иметь свою дорожную карту”, - считает Марина Ефимовна.

В проекте приказа говорится о том, что  образовательная организация обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников, управленческого и учебно-вспомогательного персонала путем организации переподготовки, повышения квалификации. “Требуемый уровень подготовки определяется профессиональным стандартом, если стандарт имеется для соответствующей категории работников”.

“Для меня очень важно понимать: видит ли учитель пользу от использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения? Насколько все это повышает эффективность урока? И повышает ли? На мой взгляд, от такого понимания и зависит готовность и желание использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии”, - замечает Марина Вайндорф-Сысоева. “Всегда надо  помнить – учителя «живого» не заменят никакие дистанционные образовательные технологии… Нужна разумная интеграция традиционного и дистанционного”.

Светлана Павлова, генеральный директор комании “Дистанционный репетитор”, учитель одной из московских школ, согласна с мнением эксперта. “Использовать электронные и дистанционные  технологии на уроке вместо живого общения с учителем и со сверстниками точно не стоит. Хотя в документе я увидела такой подтекст. На самый главный вопрос, как встраивать дистанционное обучение в школьное расписание, ответа от Минобрнауки пока нет”. 

 

Назад