выставка КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА

03.01.2014 20:19

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный исторический музей

24 декабря   2013 года в Государственном историческом музее (Красная пл. д.1)

 открывают выставку

Купеческий портрет XVIII – начала XX века из  собрания Исторического музея. Живопись. Дагерротипия. Фотография

 Пресс-показ – 15:30, открытие – 17:00

    Выставка купеческих портретов, принадлежащих двум коллекциям из собрания  музея – живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии, – задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия старой России на протяжении более двух веков. Уникальное собрание дает  возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия.

   Портреты представителей купеческих родов XVIII – начала XIX века были  заказаны и исполнены, в основном,  для  родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев,  на  них купцы,  сохраняя свой патриархальный облик, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. Анонимные портреты «купецких людей» XVIII в. воспринимаются как выражения человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее и изысканная купчиха в шелковом платье с декольте и с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины.

   В первой четверти XIX века в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного портрета в другой. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев.

   Живописный портрет второй половины XIX – начала XX века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца – и тогда, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, в портрете невольно проступало лицо нувориша.

   Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Басниных, Кузнецовых и др.)  заказывались как для общественных мест – благотворительных заведений, государственных учреждений, так и для особняков «купеческой аристократии», как, например, конный портрет англомана и коллекционера Евфимии Носовой-Рябушинской, работы А.Я. Головина, напоминающий брюлловскую «Всадницу». В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне коллекции или за столом в кабинете.

   Дагерротипия – изысканное искусство малых форм – просуществовало недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было очень популярно в просвещенной купеческой среде, старавшейся приобрести памятную реликвию или «сувенир чувств», отличавшийся от живописного портрета камерностью и магическим жизнеподобием.  

   На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров, Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной энергии личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина – до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, – мецената и благотворителя.

На выставке представлены предметы купеческого коллекционирования, связанные, прежде всего, с бытовой культурой третьего сословия – народный костюм и украшения, купеческие портреты и проч.

Выставка продлится до  31 марта 2014

Назад